Рассмотрим, как выбрать борону правильно.
Большинство зубчатых борон, применяемых в нашей стране, оснащены стандартными рабочими элементами: зубьями, закрепленными на решетке стандартных размеров. Эти устройства известны под названием "зубовая борона" или БЗСС, что расшифровывается как "борона зубовая средняя скоростная".
Зубья крепятся к узлам соединения и расположены на равном расстоянии друг от друга. Каждый зуб имеет четыре грани: переднее ребро используется для разрезания почвы, а боковые грани раздвигают, сплющивают и перемешивают почвенные частицы, а также разрушают крупные комья. Когда зубья изнашиваются, их можно снять и заменить новыми.
Вес одной бороны составляет около 40 килограммов, поэтому к трактору их обычно крепят сразу несколько. Бороны устанавливаются на раму в один или два ряда, и общая длина такого агрегата может достигать 20-26 метров. Мощный трактор способен тянуть такую конструкцию, позволяя быстро и эффективно обрабатывать большое поле.
Когда речь идет о крупногабаритных боронах, способных выдерживать значительные нагрузки и быть удобными в использовании при минимальных затратах, возникает необходимость учитывать различные нюансы, которые влияют на выбор конкретной модели.
Трактор с мощностью 80 лошадиных сил может тянуть однорядную сцепку длиной 11 метров, тогда как для оптимального использования трактора с мощностью 400 лошадиных сил необходима двухрядная сцепка длиной 26 метров.
Ранее сцепки борон приходилось собирать на месте перед работой, а затем разбирать и транспортировать, что занимало много времени и усилий. Современные складные сцепки позволяют избежать этих трудностей, так как они могут складываться и перевозиться уже в собранном виде. К примеру, 18-метровая сцепка в сложенном состоянии занимает всего 4,4 метра. Для подготовки такой сцепки к работе требуется всего один механизатор.
Для обеспечения функциональности и долговечности 26-метровой складной сцепки требуются специальные конструктивные решения. Она должна быть простой в эксплуатации, надежной и устойчивой к нагрузкам в условиях работы на полях, включая пыль, неровности и ямы.
Первая модель сцепки для борон производства компании "Алмаз" была выпущена в 2018 году. Инженеры компании потратили почти год на разработку и тестирование различных компонентов и технических решений. Этот процесс мог занять гораздо больше времени, однако благодаря использованию опыта, накопленного при создании пружинной бороны "Победа", выпуск которой начался на АНИТИМе еще в 2010 году, удалось значительно сократить сроки разработки. Опыт использования "Победы" позволил оптимизировать узлы складывания, рамную конструкцию, колеса и систему агрегатирования с трактором, что существенно упростило задачу создания новой модели.
Проблемы с качеством рабочих органов, таких как бороны БЗСС, не возникали благодаря тому, что АНИТИМ стал частью Алтайских машиностроительных заводов в 2017 году. Завод "РЗЗ", входящий в группу компаний "Алмаз", к этому времени уже имел большой опыт в производстве борон и зубьев. Зубья являются одними из наиболее востребованных продуктов, так как в процессе работы они быстро тупятся и требуют замены. Ежегодно "РЗЗ" производит до пяти миллионов кованых зубьев, которые используются на многих известных марках техники по всей стране.
Скорость выхода зуба из строя зависит от его качества и соблюдения технологии производства. Важную роль играет закалка: в интернете можно найти множество советов по восстановлению деформированных, сломанных или затупившихся зубьев. Производители часто нарушают технологические процессы, так как внешне отличить качественный зуб от некачественного может только опытный специалист.
Таким образом, хорошую борону составляют две ключевые составляющие: надежная конструкция и рабочие органы, пользующиеся спросом на рынке. Соединив эти компоненты, можно получить высококачественное изделие.
Поскольку сцепка борон обладает большими размерами, для неё особенно важна надёжность. Рама бороны “Заря” изготавливается из профильной трубы размером 200×100×6 мм, а центральные и боковые брусья — из профиля 200x200x10 мм. Растяжка выполнена из более тонкого профиля: 100х100х5 мм. Толщина материала в данном случае не является критически важным параметром, так как во многих сцепках вообще отсутствуют жёсткие растяжки, вместо них используются тросы. Однако сцепка с тросовым креплением не может двигаться задним ходом, и её радиус разворота больше, чем у сцепок с жёсткими растяжками. Это важно для 20-метровой сцепки, так как радиус поворота должен быть достаточно малым, чтобы агрегат мог свободно маневрировать на ограниченном пространстве.
Особенностью бороны "Заря" является система открытия передних растяжек. При подъеме бруса замок передней растяжки автоматически открывается, что облегчает перевод сцепки в транспортное положение. Механизатору не нужно покидать кабину трактора и открывать замок вручную, что особенно ценно при работе в сложных условиях, например, при закрытии влаги в период распутицы.
Регулировка бороны осуществляется просто и быстро. Четыре талрепа устанавливают высоту рамы относительно обрабатываемой поверхности, изменяя угол натяжения цепей крепления борон. Один механизатор может настроить борону за несколько минут.
Высота рамы влияет на характер обработки почвы. В нижнем положении рамы цепи держат боронки близко к поверхности, предотвращая их отрыв от почвы. При максимальной высоте цепи поднимают боронки вверх, делая обработку более агрессивной и разбивающей крупные комья земли.
Эта регулировка также помогает увеличить дорожный просвет, что важно при транспортировке орудия и работе на полях с неровностями, например, после осенней вспашки сухой почвы, где могут образоваться большие комья.
Угол раскрытия транспортных колес на бороне "Заря" также является регулируемым параметром. Правильная настройка угла позволяет экономить пространство на поле при раскладывании бороны и защищает резину во время транспортировки.
Помимо транспортных колес, напоминающих автомобильные, на "Заре" имеются увеличенные широкие колеса на снице, которые участвуют непосредственно в обработке почвы. Широкие колеса предотвращают погружение в почву и уменьшают нагрузку на крюк трактора при работе на влажных участках при раннем весеннем бороновании.
Шарнирные соединения между центральной и боковой рамами обеспечивают параллельность рамы относительно обрабатываемой поверхности.
Бороны БЗСС на сцепке "Зары" крепятся в два ряда, причем второй ряд соединяется с первым со смещением. Шахматное расположение устраняет пробелы при обработке почвы, обеспечивая полное перекрытие.
Все оси вращения на бороне "Заря" усилены термической обработкой и защищены от коррозии оксикарбонитрацией. Этот процесс повышает твердость поверхности деталей и их стойкость к износу.
Благодаря сходству базовой конструкции "Зари" с рамой пружинной бороны "Победа", существует возможность замены рабочего шлейфа с борон БЗСС на пружинные зубья.